воскресенье, 15 июля 2012 г.

Сопротивление


Из школьного курса физики мы знаем, что сопротивление – это сила, создающая препятствие действию или движению. В электрике, как частный случай, сопротивление - это мера способности тел препятствовать прохождению через них электрического тока. Из-за сопротивления колес покрытию дороги машина рано или поздно останавливается, если не продолжать постоянно подпитывать движение работой мотора.

Сопротивление – это причина того, почему до сих пор не создан вечный двигатель – ведь если бы сопротивления не было, дав ускорение предмету однажды, он мог бы продолжать двигаться вечно. Поэтому в прикладной науке очень много усилий затрачивается на изучение способов уменьшения сопротивления.

Человек, возможно, тоже мог бы быть вечным двигателем, если бы не сопротивление. Благодаря своей естественной взаимосвязи с Землей и Космосом и всеми существами на планете, бесконечное количество энергии постоянно протекает через каждого из нас, если б только… не наше собственное сопротивление этой энергии. Нам всем знакомо чувство усталости, но мало, очень мало кто осознает его истинные причины. Ведь оно не в том, что мы так много делаем, и потому устаем, а в том, КАК мы это делаем.


В йоге есть понятие ахимса – ненасилие. Ахимса, как один из базовых принципов йоги, в течение многих веков интерпретировался в отношении мира внешнего – не причинять вреда живым существам, аналог «не убий» в контексте Христиантва. Сама по себе такая трактовка верна лишь частично, так как она упускает принципиально важную составляющую – насилие над самим собой. Тождественность мира внешнего и внутреннего, отражение одного через другое, или «принцип зеркала», является постулатом многих духовных течений и даже применяется в современной психологии - например, на этом принципе основана популярная методика семейных расстановок по Хеллингеру. Взаимосвязь событий внешнего мира и подсознательных убеждений, мира внутреннего, действительно проследить не сложно при наличии соответствующей тренировки и внимания. Так вот сейчас пришло время больше обратить внимание на внутренний аспект ненасилия.

Насилие над собой происходит так часто, что мы даже этого не замечаем. И я здесь говорю не о воспитания воли или «правильного усилия» - когда происходит внутренняя работа по развитию волевых качеств характера. Достичь успехов в любом деле без воли и приверженности делу практически невозможно. Я не считаю самовоспитание насилием, а, скорее, усилием над своими качествами, такими, как лень, с тем, чтобы достичь цели. Это достойно уважения и приносит пользу.

Насилием же я считаю иное – очень тонкое, почти неосознаваемое сопротивление реальности, которая сопровождает большинство людей постоянно. Я открыла это в себе в процессе общения со своим маленьким сыном, в первые полтора года его жизни.

Общепринято считать, что воспитание ребенка – дело хоть и радостное, но все же нелегкое. Часто складывалось так, что мне необходимо было самостоятельно справляться со всеми житейскими и материнскими заботами, без поддержки других людей. Были моменты, когда я очень быстро оставалась без сил и была буквально опустошенная. Тогда я начинала срываться на ребенка, винить его в том, что он делает что-то не так и т.д. Но в нем ли была причина? 

Я стала внимательно наблюдать за собой, своими действиями и реакциями, и обнаружила, что силы покидали меня, когда я неосознанно сопротивлялась происходящему. Не важно, что именно происходило – нужно ли мне было укладывать сына спать (а он долго не засыпал) в то время как мне «нужно» было делать что-то другое или же когда я запланировала себе один ход событий дня, а все шло совсем иначе… как только что-то шло не так, как мне хотелось, я неосознанно начинала сопротивляться происходящему. И как только я начинала сопротивляться – силы исчезали, вернее, затрачивались на все это сопротивление. Простая школьная физика.

Это действительно очень просто, так просто, что почти не заметно.

Удивительно, что мы давным-давно докопались до этого в физике, но до сих пор не применяем это в отношении самих себя – а ведь наши тела обладают теми же физическими характеристиками, как и все остальное вокруг нас!

И я стала пробовать отпускать это сопротивление и принимать все так, как есть, отставляя свои идеи, заботы и планы, и расслабляться. Бывало, что это получалось плохо, потому что проявлялась некая тонкая грань жертвенности, а вкус ее не очень приятен. Но потом я открыла другую грань этой практики – которая заключалась в том, чтобы насладиться процессом, раз уж он таков, как есть, и это дарило силы. Тогда я вспомнила о таком понятии как смирение – «бытие с миром». Вот она, духовная практика в жизни.

В дальнейшем я неоднократно замечала, что как только я начинала отслеживать, что я сопротивляюсь ходу Жизни и начинаю отравлять себе существование, мне стоило только принять все, как есть, отпустить свое планы, желания, цели, переживания и позволить всему течь, как все тут же менялось в более гармоничное русло. Полуторачасовая прогулка с коляской в попытках укачать малыша на дневной сон, которая до этого могла привести от нетерпения к внутренним приступам гнева, превращалась в наичудеснейшую прогулку с массой интересных открытий. А изменившиеся планы выходили часто даже еще лучше. То, что не получалось, было в итоге и не нужно. Меня действительно ожидало много приятных сюрпризов, когда я отпускала свои ментальные проекции и позволяла всему происходить. А главное – я была полна сил и радости.

Нам действительно доступны безграничные ресурсы энергии, если мы способны перестать самостоятельно пережимать шланг протекающей через нас энергии и насиловать себя и окружающее пространство. Река естественно течет там, где ей «легче» всего протечь, и так она преодолевает колоссальные расстояния. Мы можем делать то же самое. Это очень просто и доступно каждому - и я могу подтвердить это на своем опыте.

Не имеет значения, какая именно ситуация и кто «виноват». Главное – заметить свое сопротивление и позволить себе принять такое положение вещей как лучшее на текущий момент. Река Жизни просто решила пойти по другому руслу. А Жизни виднее, ей можно довериться, и даже получить дивиденды от такого доверия – много сил для всех своих творческих свершений. Заодно с жизнью и без сопротивления.

Важный плюс в принятии «принципа сопротивления» в том, что не нужно быть религиозным человеком или приверженцем какого-то пути. Это простая физика. Это элементарно.

В подтверждение приведу пример моего отца. Он как-то поделился, что у него очень много дел, и он ничего не успевает и очень устает, часто живет почти на грани физического недомогания. Я предложила ему перестать напрягаться о результатах и делать все не ради достижения, а ради процесса, то есть никуда не спешить. Он сказал: «Ну как же так можно?! Если я буду не спешить, я же вообще ничего не успею!» Я ответила: «Попробуй. Ты будешь удивлен.» И он действительно был удивлен. Все получилось лучше, и успел он даже больше, чем планировал, хотя перестал спешить. А главное – почти не устал и был полон сил. Когда мы спешим, мы часто делаем неуклюже, а в итоге приходится хотя бы частично переделывать, что затрачивает больше сил и времени. И опять же… сопротивление.

Так что теките по Жизни с наименьшим сопротивлением, и пусть воды вашей реки становятся все полноводнее. И кто знает, куда нас это приведет – возможно, даже к изобретению «вечного двигателя» и появлению «вечного» человека? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий